Главная » Статьи » Научная деятельность

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (2010 год )
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
(2010 год )  

 Теоретические и прикладные исследования по проекту «Теоретические модели и технологии совершенствования инновационной деятельности в образовании» (научный руководитель – Лазарев В.С., академик РАО) были направленына разработку теоретико-методического обеспечения совершенствования механизмов инновационной деятельности в образовании. Решение этих задач приобретают особую актуальность в связи с выдвижением национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и принятием новых ФГОС. 
В ходе проведенных исследований разработана теоретическая модель повышения восприимчивости образовательных учреждений к новшествам, конкретизированная применительно к учреждениям дошкольного, общего и начального профессионального образования. Моделью предусматривается реализация в учреждениях особой программы организационного развития, включающей шесть этапов: организационный, диагностический, проблематизации образовательных результатов, проблематизации образовательной системы, анализа и оценки возможностей развития,  выбора направлений и способов преобразований образовательной системы. Для обеспечения реализации программы организационного развития разработаны: инструментарий диагностики восприимчивости учреждений дошкольного, общего и начального профессионального образования к новшествам и определения направлений изменений с целью ее повышения; информационное обеспечение; специальные тренинги для персонала, призванные обеспечить модификацию его установок относительно развития, а также освоение культурных способов выявления проблем своей образовательной деятельности, поиска и оценки возможностей их решения; меры по закреплению новой практики инновационной деятельности в образовательном учреждении. В результате апробации модели повышения восприимчивости к новшествам в учреждениях дошкольного, общего и начального профессионального образования показана возможность ее успешной реализации (Л.А. Харисова, В.А. Ушаков, И.А. Елисеева).
Проведен анализ форм и методов создания условий для интенсифицирования инновационных процессов в системе образования за рубежом. В результате исследования выделены проектные и сетевые формы поддержки инноваций органами управлении, а также сетевые и информационные формы их общественной поддержки. Описаны используемые в странах ЕС методы правовой, организационной, коммуникационной, информационной, интерактивной, финансовой поддержки инноваций в образовании. Показано, что важную роль в процессе развития инноваций, их создания и распространения, а также привлечения общественности к этим процессам, играют инновационные сети (EERA, NERA, ERIC, NERF, TESE, CORDIS, TERENA и др.) (И.М. Курдюмова).
Теоретически обоснована и экспериментально апробирована модель проектирования учителем собственной инновационной деятельности при внедрении разработанной им инновации. Разработаны методические средства ее реализации, включающие: метод запуска процесса развития у педагогов его функционально-профессиональной и личностной позиции; метод проблематизации педагогических стереотипов; метод организации индивидуальной и коллективной рефлексии; метод создания условий для появления педагогического проектного замысла; метод сценирования способов соорганизации необходимых функционально-деятельностных позиций для реализации проектного замысла (С.И. Краснов).
В рамках решения задач теоретико-методического обеспечения совершенствования механизмов поддержки процессов модернизации образования на региональном и муниципальном уровнях разработаны: критериально-ориентированный подход к оцениванию качества информационной поддержки инновационной деятельности в образовании; комплекс критериев, показателей, а также инструментарий оценки качества информационной поддержки инновационных процессов в образовании на региональном и муниципальном уровнях. Разработана модель механизма внедрения экспертизы инновационных проектов и программ развития в сфере образования и средства его реализации, включающие программы и технологии обучения экспертов (О.Г.Хомерики, А.М.Моисеев).
В исследованиях психологии педагогического коллектива как субъекта инновационной деятельности разработаны понятия готовности коллективов школ к решению задач выявления проблем образовательной системы школы; поиску и оценки возможностей для ее развития; планирования нововведений в образовательную деятельность. Разработан инструментарий оценки уровня готовности педагогических коллективов школ к решению выделенных задач инновационной деятельности. Показано существование значимых различий между педагогическими коллективами по этим характеристикам и проанализированы обуславливающие их факторы (В.С. Лазарев).
На основе теоретических основ педагогической инноватики, системно-целевой модели развития образовательных учреждений и деятельностной парадигмы обучения разработаны модульные учебные программы повышения квалификации руководителей общеобразовательных учреждений и педагогов в области инновационной деятельности «Управление инновационными процессами в школе» и «Инновационная деятельность педагога школы». Определены условия их эффективной реализации. Обоснован выбор технологий и методов эффективного решения образовательных задач. Определены средства активизации самостоятельной работы обучающихся (Б.П. Мартиросян, Н.В. Немова).
Проведенные исследования не имеют аналогов в сфере образования. Полученные в них результаты вносят вклад в разработку теоретических проблем педагогической инноватики и методического обеспечения совершенствования механизмов инновационной деятельности в образовании.
Категория: Научная деятельность | Добавил: defaultNick (12.06.2010)
Просмотров: 701 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]