Характеристика научной школы
Научная школа ФГНУ ИнИДО РАО, которую условно можно назвать «Теория развития инновационной деятельности в образовании», возникла в 1995-1996 годах. Ее лидер – Лазарев Валерий Семенович, д.психол.н., действительный член РАО, профессор, дважды лауреат Премии правительства РФ в области образования.
Исследования научной школы посвящены проблеме повышения эффективности инновационной деятельности в образовании. Общая цель исследований состоит в развитии теоретико-методической базы инновационной деятельности в образовании как механизма устойчивого развития образовательных систем. Главная идея реализуемой исследовательской программы состоит в том, что образовательные системы должны быть не только развивающими, но и развивающимися. Для того чтобы образовательные системы были способны эффективно развиваться, в каждом образовательном учреждении наряду с системой образовательной деятельности должна существовать система инновационной деятельности. В настоящее время в основной массе образовательных учреждений существуют лишь фрагменты систем инновационной деятельности. Чтобы инновационная деятельность осуществлялась на достаточно высоком уровне, она, так же как и образовательная, должна строиться на научной основе.
Основные задачи научной школы:
- разработка методологии и методов изучения инновационных процессов и инновационной деятельности в образовании, а также методологии и методов их совершенствования;
- проведение фундаментальных и прикладных исследований процессов распространения и освоения новшеств в сфере образования, выявление факторов, содействующих и препятствующих эффективности этих процессов;
- разработка моделей систем инновационной деятельности в образовательных учреждениях различных видов;
- разработка технологий внедрения (освоения) новшеств в образовательных учреждениях;
- разработка моделей поддержки инновационной деятельности образовании на региональном и муниципальном уровнях;
- разработка систем и технологий мониторинга качества инновационной деятельности в образовательных учреждениях.
Фундаментальные теоретические положения, методология и иструментарий исследовательской программы раскрываются в следующих наиболее значимых публикациях:
- Управление развитием школы: монография /Под ред. В.С. Лазарева и М.М.Поташника. – М.: Новая школа, 1995. – 464 с.;
- Управление школой: теоретические основы и методы: монография / под ред. В.С. Лазарева – М.:Центр социальных и экономических исследований, 1997. - 336 с.;
- Лазарев В.С. О развивающихся педагогических системах //Педагогика. - 2002. - №8. - С. 13-24;
- Мартиросян Б.П. Оценка инновационной деятельности школы: монография – М.: Изд-во СпортАкадемПресс, 2003. – 276 с.;
- Лазарев В.С. Мартиросян Б.П. Введение в педагогическую инноватику: монография. – РАО, 2004 – 119с.;
- Лазарев В.С. Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия. - Педагогика. ¬– 2004. - № 4. – С.11-20;
- Коноплина Н.В., Лазарев В.С. Развитие педагогического вуза: методология, теория, опыт. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2009. – 288 с.;
- Лазарев В.С. Программно-целевой подход к ведению нового стандарта общего образования в школе. – Проблемы современного образования. – 2010. - № 3 http//www.pmedu. ru/res/2010_3
- Лазарев В.С. О национальной инновационной системе в образовании и задачах научного обеспечения ее развития //Педагогика. – 2010. - № 7. – С.12-22.
Основные результаты реализации исследовательской программы раскрыты в следующих публикациях:
- Лазарев В.С. Системное развитие школы: пособие для руководителей. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 304 с.;
- Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Метод оценки инновационной деятельности школ и его практическое применение: пособие для работников органов управления образованием. – М.:ИОСО РАО, 2003. – 69 с.;
- Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика / учебник для педвузов. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. – 360 с.;
- Лазарев В.С., Ставринова Н.Н. Критерии и уровни готовности будущего педагога к исследовательской деятельности/Педагогика №2.- 2006.- С. 51-59;
- Принципы и процедуры определения требований к результатам инновационного образования на основе компетентностного подхода: метод. рекомендации/ Лазарев В.С., Афанасьева Т.П., Елисеева И.А. – М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова.- 2007.- 77с.;
- Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. – М.:Центр педагогического образования, 2008. – 352 с.;
- Моисеев А., Моисеева О. Основы стратегического управления школой: учеб. Пособие. – М.: Центр пед. Образования. – 2008. – 255 с.;
- Лазарев В.С., Разуваева Т.Н. Психологическая готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности: монография – Сургут: РИО СурГПУ, 2009 – 195 с.;
- Коноплина Н.В., Лазарев В.С. Развитие педагогического вуза: методология, теория, опыт. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2009. – 2009 с.;
- Лазарев В.С. Инноватика в школе: учебное пособие для студентов педвузов.– РИО СурГПУ, 2011. – 8,5 п.л. – 500 экз.;
- Харисова Л.А., Шукаева Т.М. Восприимчивость учреждений общего образования к новшествам и методы ее повышения: монография /– Казань: РИЦ, 2011г. – 15,5 п.л. – 300 экз.;
- Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., Новикова Г.П. Восприимчивость учреждений дошкольного образования к новшествам и методы ее повышения: монография. -Москва: ИРОТ, 2011г. – 11 п.л. – 500 экз.;
- Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., Новикова Г.П. Выявление актуальных направлений и задач совершенствования педагогической системы ДОУ: Методические рекомендации для работников учреждений дошкольного образования – М.: ИРОТ. – 2012. – 116 с.;
- Харисова Л.А., Шукаева Т.М.. Выявление актуальных направлений и задач модернизации педагогической системы школы на основе требований ФГОС: методические рекомендации. – М.: ИнИДО РАО. – 2012 – 117с.;
- Лазарев В.С. Мотивация учителей к инновационной деятельности //Народное образование. - 2012. – № 4. – С.107-114.
В период 2007 – 2012 гг. в практику внедрены следующие результаты исследований научной школы:
- модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых ФГОС общего образования на начальной ступени школы;
- организационные формы и методы выявления возможностей развития образовательной деятельности учреждений дошкольного и общего образования;
- инструментарий диагностики и повышения восприимчивости учреждений дошкольного и общего образования к новшествам;
- методические средства коллективного проектирования учителями системных инновационных изменений в школе;
- инструментарий диагностики и повышения уровня развития педагогического коллектива школы как субъекта инновационной деятельности.
- программно-целевые методы разработки и внедрения стандартов в высшей школе.