В 2011 году сотрудники Института под руководством академика В.С.Лазарева реализовали проект по разработке модели взаимодействия участников государственно-общественного управления в условиях открытого   информационного культурно-образовательного  пространства  общего и дополнительного образования.

Выполнение работ по проекту осуществлялось на  методологической базе системо-деятельностного подхода к образованию, культурно-исторического подхода к пониманию психики человека и ее развития, культурологии и теории социального управления.

Культурно-образовательное пространство рассматривалось участниками проекта как совокупность  образовательных программ, реализуемых образовательными структурами, программ, реализуемых институтами культуры, клубных и иных форм общения, информационных продуктов, создаваемых  СМИ и  доступных в Интернете. Они создают среду, в которой  каждый человек реализует свою индивидуальную траекторию развития.  Эта среда содержит  возможности  для  психического и физического развития человека и одновременно  из нее идут воздействия, которые потенциально могут оказывать негативное влияние на это развитие.

Образовательные структуры, входящие в культурно-образовательное пространство могут быть как государственными, так и не государственными. Реализуемые ими программы могут в большей или меньшей степени соответствовать образовательным потребностям людей, в большей или меньшей степени быть доступными и реализоваться с различным качеством.  Образовательные программы должны создавать возможности для полноценного физического и психического развития человека в каждый возрастной период. Такое развитие происходит через присвоение человеком знаний о мире, ценностей, норм, принципов и способов деятельности и общения являющимися компонентами культуры.

Вместе с тем, культура через свои институты также транслирует подрастающим поколениям образы мира, способы и нормы  деятельности,   поведения,   общения, ценности, выработанные в опыте предыдущих поколений. 

Культурно-образовательное пространство мультикультурно. В нем одновременно сосуществуют различные национальные культуры, молодежные и иные субкультуры.

Значительное и все возрастающее влияние на людей оказывают различные средства массовой информации. Современный человек погружен в насыщенную и порой агрессивную информационную среду. Через  новостную информацию, политическую, коммерческую и социальную рекламу, опросы общественного мнения, слухи, пропаганду у человека формируется мозаичный образ реальности.

Важнейшим компонентом современного культурно-образовательного пространства является  Интернет, который расширяет это пространство до немыслимых еще в недалеком прошлом пределов. Но Интернет также несет в себе как возможности для развития, так и негативное влияние на него.

Индивидуальное культурно-образовательное пространство определяется тем, в какой мере  различные  компоненты общего культурно-образовательного пространства оказываются доступными для индивида и  в какой мере он использует  имеющиеся у него возможности.

Для того чтобы создавалась более благоприятная среда для развития личности, необходимо обеспечивать расширение и качественное обновление общей культурно-образовательной среды,  повышение доступности и степени использования индивидами открывающихся возможностей  для их развития, сокращение воздействия негативных факторов на индивидуальное развитие. Эти задачи должно решать государственно-обшественное управление образованием.

Разработка модели взаимодействия участников государственно-общественного управления в условиях открытого информационного культурно-образовательного пространства общего и дополнительного образования осуществлялось на основе следующих принципов:
  • законносообразность;
  • реализация и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса;
  • добровольность участия общественности в государственно-общественном управлении образованием;
  • охват всех уровней управления;
  • сохранение рационального баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно-общественного управления, их обязанностей, прав, полномочий и ответственности на всех уровнях управления в сфере общего образования;
  • выращивание структур общественного управления, предполагающее отсутствие административного давления и принудительного насаждения тех организационных форм, для которых не подготовлены необходимые условия и отсутствуют предпосылки для эффективной работы;
  • стимулирующие, а не административные механизмы влияния на развитие всех форм общественного управления;
  • множественность организационных форм и механизмов участия общественности в управлении образованием, что соответствует объективным процессам специализации, разделения труда и повышения эффективности работы отдельных органов общественного управления.
Управление  вообще участниками проекта понимается как элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

Социальное управление — воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.

Социальное управление реализуется специально создаваемой системой управления.  С позиций системного подхода к управлению, система управления – это совокупность человеческих, материальных и иных компонентов, связанных между собой так, что на управляемый объект оказываются воздействия, обеспечивающие его стабильное функционирование и развитие.  

Способность системы осуществлять эффективное управление определяется тем, из каких компонентов она состоит, качествами этих компонентов и структурой связей между ними.

Процесс управления представляет собой реализацию функций управления. Основные типы функций управления – анализ состояния управляемого объекта, планирование, организация, мотивация, контроль и оценка, регулирование.  

Система государственно-общественного управления образованием с этих позиций  понимается как совокупность государственных органов управления и объединений граждан,  между которыми распределены обязанности по реализации функций управления процессами в культурно-образовательном пространстве, а также соответствующие им права,  и которые, взаимодействуя между собой, обеспечивают реализацию функций управления. 

Участие граждан в  реализации функций управления процессами в культурно-образовательном пространстве,  целесообразно, если оно ведет:
  • к повышению качества реализации этих функций;
  • к выполнению тех функций, которые государственными органами управления по отношению к каким-то объектам выполняться не могут. 
В ходе построения модели взаимодействия участников государственно-общественного управления в условиях открытого информационного культурно-образовательного пространства общего и дополнительного образования:
  • на основе анализа опыта участия  граждан в управлении образованием, выявлены факторы, способствующие и препятствующие эффективному их включению в реализацию функций управления;
  • выявлены функции управления, реализуемые на разных уровнях системы образования, для реализации которых целесообразно участие общественных структур и/ или граждан.
  • проанализированы различные формы участия общественных структур и граждан в реализации функций управления и для каждой функции определена предпочтительная форма;
  • разработан порядок взаимодействия участников  государственно-общественного управления в процессе реализации функций управления;
  • определены условия эффективного участия общественных структур и/ или граждан в реализации функций управления и способы их создания.
Формирование системы государственно-общественного управления образованием понимается участниками проекта как "выращивание" недостающих органов и механизмов управления, предполагающих участие общественных структур и/ или граждан в реализации функций управления.

Такое выращивание рассматривается как управленческое нововведение,  осуществление которого  обеспечивалось на основе программно-целевого подхода.  Для этого на  региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательных  учреждений были разработаны проекты систем государственно-общественного управления, планы их реализации и механизмы контроля и регулирования реализации проектов.

В ходе выполнения работ были  разработаны методические рекомендации, в которых описаны процедуры разработки и реализации  проектов систем государственно-общественного управления образованием.

Разработанные методики формирования базовой организационной модели взаимодействия участников государственно-общественного управления включают описание следующих процедур:
  • анализа состояния  системы государственно-общественного управления образованием в территории и выявления проблем;
  • выявления функций управления,  реализацию которых целесообразно  осуществлять с участием общественных структур и/ или граждан;
  • определения возможных при имеющихся условиях форм участия общественных структур и/ или граждан в реализации функций управления;
  • оценки  целесообразности использования возможных форм участия общественных структур и/ или граждан в реализации функций управления и их выбора;
  • определения рациональной численности создаваемых общественных органов управления образованием;
  • разработки порядка их функционирования
  • разработки порядка взаимодействия государственных и общественных органов управления в реализации функций управления.
Наряду с методиками формирования базовой организационной модели взаимодействия участников государственно-общественного управления в условиях открытого информационного культурно-образовательного пространства общего и дополнительного образования была разработана методика определения показателей деятельности и качества создаваемой модели. Такие показатели разработаны исходя из тех общих задач, которые предполагается решать путем формирования системы государственно-общественного управления образованием:
  • расширение участия общественности в финансировании образования;
  • расширение участия общественности в определении направлений и программ развития образовательных учреждений и образовательных систем всех уровней;
  • увеличение возможностей различных социальных групп влиять на решения, принимаемые на всех уровнях управления;
  • увеличение возможностей различных социальных групп контролировать эффективность расходования средств;
  • повышение открытости управления.