Федеральное государственное научное учреждение «Институт инновационной деятельности в образовании» РАО
В 2008-2012 г.г. исследования ИнИДО РАО велись по проекту «Теоретические модели и технологии совершенствования инновационной деятельности в образовании» Плана фундаментальных научных исследований РАО. В отличие от предыдущего периода, эти исследования были ориентированы не на анализ состояния инновационной деятельности в образовании, а на разработку теоретических моделей и средств совершенствования инновационной деятельности в образовательных учреждениях и механизмов ее поддержки. Их теоретической базой стала разработанная в предыдущий период концепция инновационного потенциала образовательного учреждения, понимаемого как его способность выявлять и решать актуальные проблемы своей образовательной деятельности. В структуре инновационного потенциала выделялись четыре составляющие: чувствительность к проблемам, восприимчивость к возможностям, внедренческий потенциал и креативность.
В исследованиях, посвященных проблеме повышения восприимчивости образовательных учреждений к новшествам, она понималась как качество образовательного учреждения, определяющее его способность находить потенциально полезные для развития своей образовательной деятельности новшества, адекватно их оценивать и рационально выбирать, исходя из потребностей и возможностей своего развития. Восприимчивость к новшествам рассматривалась как функция четырех качеств образовательного учреждения: когнитивной готовности мотивационной готовности, операциональной или технологической готовности, организационной готовности. Для каждого из этих составляющих восприимчивости были построены из-мерительные шкалы и разработан инструментарий их оценки. В эмпирических исследованиях были выявлены внешние и внутренние факторы, негативно влияющие на восприимчивость образовательных учреждений к новшествам. Для повышения восприимчивости к новшествам были разработаны специальные программы, включавшие тренинги: «Поиск и предварительная оценка педагогического новшества», «Формирование запроса на получение информации о новых педагогических разработках в дошкольном образовании», «Как оценить новшество?», «Регламентация поиска и оценка новшеств», а также обучающие программы «Эффективная работа с базами данных о педагогических разработках», «Методы экспертного оценивания», «Повышение качества поиска и оценки новых педагогических разработок». Практическая апробация разработанных программ повышения восприимчивости образовательных учреждений к новшествам показала их потенциальную результативность. Вместе с тем были выявлены барьеры, осложняющие их реализацию, связанные с неадекватностью оценок многими руководителями и педагогами состояния образовательной деятельности, объективных потребностей в ее изменении и слабой мотивированностью на развитие.
Наряду с исследованиями, направленными на повышение восприимчивости образовательных учреждений к новшествам, проводились исследования, направленные на повышение их чувствительности к проблемам своей образовательной деятельности (объективным потребностям ее совершенствования). В исследованиях 2004-2007 г.г. было установлено, что одной из главных причин недостаточной интенсивности и эффективности инновационной деятельности в образовательных учреждениях является низкий уровень аналитической деятельности их руководителей и всего педагогического коллектива, вследствие чего снижается чувствительность к проблемам. Для ее улучшения были разработаны программы обучения персонала методам выявления, оценки и выбора приоритетных для решения проблем, включавшие тренинги: «Совершенствование мотивационной среды инновационной деятельности ДОУ»; «Способы выявления проблем в деятельности воспитателя ДОУ»; «Групповой анализ проблем познавательно-речевого развития ребенка»; «Оценка и выбор проблем во внеучебной деятельности начальной школы в соответствии требований ФГОС и концепции «Наша новая школа»; «Организация проблемно-ориентированного анализа педагогической деятельности учителей математики в общеобразовательных учреждении; «Организация проблемно-ориентированного анализа педагогической деятельности учителей русского языка в общеобразовательных учреждениях», а также обучающая программа «Повышение готовности педагогов к выявлению актуальных потребностей совершенствования образовательной системы начальной ступени образования в соответствии с требованиями ФГОС».
Практическая реализация разработанных форм и методов модернизации педагогических систем образовательных учреждений продемонстрировала:
- при реализации проблемно-ориентированного анализа – рост активности участия персонала в аналитической работе, расширение понимания взаимосвязей между индивидуальными, групповыми и коллективными результатами;
- при поиске новшеств – изменение ориентации педагогов с собственных разработок на существующие в системе образования, расширение количества используемых источников и каналов информации, повышение информированности педагогов о существующих вовне разработках;
- при оценке новшеств – повышение уровня надежности оценки педагогических разработок за счет использования экспертных методов и эффективных форм организации экспертной деятельности и включения в решение этой задачи общественности и внешних экспертов;
- при принятии решения о выборе комплекса новшеств для внедрения – повышение согласованности мнений членов педагогического коллектива за счет улучшения их видения ситуации в учреждении в целом, а также направлений и перспектив развития.
Еще одним важным результатом исследований, ориентированных на совершенствование инновационной деятельности в образовательных учреждениях стала разработка комплекса теоретически и эмпирически обоснованных моделей инновационной деятельности учителей: а) при освоении ими педагогических новшеств из внешних источников; б) при групповом внедрении комплексных новшеств; в) при осуществлении системной модернизации образовательной деятельности в школе. Разработанные модели определяли организационные формы и методы индивидуальной и совместной деятельности педагогов в ходе решения задач разработки и реализации инновационных проектов модернизации своей образовательной деятельности. В них были предложены методические средства проектирования учителем изменений в собственной деятельности, формы обеспечения группового проектирования учителями инновационной деятельности в условиях комплексных инновационных изменений. В качестве средства повышения эффективности системных инновационных изменений в общеобразовательных учреждениях предложен механизм сетевого взаимодействия педагогов, позволяющий сочетать субъектную позицию педагога и коллективные формы управления инновационными проектами. Была показана прямая зависимость между уровнем организации коллективного взаимодействия педагогов в условиях системных инновационных изменений и качеством их собственной инновационной деятельности.
Важнейшим условием эффективности инновационной деятельности в образовательном учреждении является готовность его педагогического коллектива активно участвовать в решении задач повышения качества образования. Было проведено специальное исследование имевшее целью выявить, какие качества педагогических коллективов определяют их способность выявлять и эффективно решать актуальные проблемы развития своей образовательной деятельности. Его результатом стала теоретическая модель педагогического коллектива как субъекта инновационной деятельности. В ней предложены критерии и показатели уровня готовности педагогического коллектива к решению задач развития своего образовательного учреждения. Представлены факторы, определяющие различия педагогических коллективов в уровне этой готовности. Показана тесная связь между готовностью коллектива быть субъектом развития, существующими в образовательном учреждении возможностями для включения педагогов в управление инновационной деятельность и ее эффективностью. Показаны основные различия между школами с высокой, средней и низкой готовностью педагогического коллектива быть субъектом инновационной деятельности. Разработанная теоретическая модель призвана служить теоретической базой для разработки и реализации программ повышения способности образовательных учреждений к развитию.
Обобщением комплекса исследований инновационной деятельности стала концепция ее совершенствования как механизма его устойчивого развития. В концепции обоснована необходимость системных изменений в деятельности образовательных учреждений в связи с принятием новых требований к их деятельности, определены основные проблемы готовности образовательных учреждений к решению задач своего системного развития, определены основные направления и задачи совершенствования инновационной деятельности в образовании, разработаны теоретико-методологические основания совершенствования механизмов развития образовательного учреждения, предложена партисипативная модель совместной инновационной деятельности персонала образовательных учреждений и общественности, ориентированной на модернизацию педагогических систем образовательных учреждений в условиях реализации новых государственных требований к их деятельности, разработана комплексная программа модернизации механизмов инновационной деятельности образовательного учреждения.
Общим результатом всех исследований, направленных на повышение инновационного потенциала образовательных учреждений, стал комплекс теоретико-методических средств, в который входят:
- критерии, показатели и инструментарий оценки инновационного потенциала образовательных учреждений;
- теоретические модели, объясняющие причины различий в способности образовательных учреждений выявлять актуальные проблемы своего развития и находить эффективные способы их решения;
- теоретическая модель системы совместной инновационной деятельности органов управления, педагогических коллективов и общественности, направленной на повышение эффективности функционирования образовательного учреждения;
- программы и инструментарий модернизации инновационной деятельности образовательных учреждений с целью повышения их способности выявлять и эффективно решать актуальные проблемы своего развития.
Наряду с разработкой теоретических моделей и технологий совершенствования инновационной деятельности в образовательных учреждениях в 2008-2012 г.г. решались задачи теоретико-методического обеспечения совершенствования механизмов ее поддержки. В этом направлении были разработаны:
- теоретически и эмпирически обоснованные модели, комплекс критериев, показателей и инструментарий оценки качества механизмов информационной поддержки модернизации образования и обоснование актуальных направлений их совершенствования на региональном и муниципальном уровне;
- теоретические и эмпирически обоснованный инструментарий экспертизы инновационных проектов и программ развития в сфере образования.
За период с 2004 по 2013 г. г. сотрудниками ИнИДО РАО опубликовано 24 монографии, 9 сборников научных трудов, 398 статей в научных и научно-методических изданиях, 15 учебников и учебных пособий, 3 аналитических доклада, 14 методических рекомендаций, 2 образовательные программы.
Результаты исследований и разработок института получили широкую известность и признание как среди ученых, так и среди практиков не только в России, но и в ближнем зарубежье. Достижения сотрудников ИнИДО РАО были отмечены Правительством РФ. В 2008 г. директор института, академик В.С. Лазарев и главный научный сотрудник института, академик Б.П. Мартиросян за "Комплект монографических исследований по совершенствованию инновационной деятельности в учреждениях общего образования" были награждены Премией Правительства РФ в области образования. В 2012 г. эти же авторы за учебник для педагогических вузов "Педагогическая инноватика" были награждены второй Премией Правительства РФ в области образования.
У института налажены хорошие контакты с исследовательскими и образовательными учреждениями из Белоруссии, Казахстана, Украины. ИнИДО РАО сотрудничает с 44 образовательными учреждениями разного типа (3 вуза, 36 общеобразовательных учреждений; 15 учреждений дошкольного образования). С 25 учреждениями работа ведется на договорной основе.
Вручение Премии Правительства РФ в области образования В.С. Лазареву, 2008 г. | Вручение Премии Правительства РФ в области образования Б.П. Мартиросяну, 2012 г. |
Длительное время институт сотрудничает учреждением высшего профессионального образования "Сургутский государственный педагогический университет". В этом учебном заведении в течение десяти лет отрабатывалась модель системно-целевого управления развитием вуза. За эти годы вуз стал университетом, существенно изменилась его структура, он вошел в десятку лучших педагогических вузов и в сотню лучших российских вузов. Под руководством и при консультативной поддержке академика В.С.Лазарева в нем было защищено три докторские и четыре кандидатские диссертации по проблемам инновационной деятельности в вузе и общеобразовательном учреждении. В.С. Лазарев избран почетным профессором СурГПУ.
ИнИДО РАО плодотворно сотрудничает с негосударственным образовательным учреждением "Институт развития образовательных технологий" (ИРОТ). Ежегодно, начиная с 2008 г., совместно с этим институтом ИнИДО РАО проводит Международные научно-практические конференции конференции "Инновационная деятельность в образовании" и "Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях". В них принимают участие ученые и практики из России, Республики Белоруссия, Республики Казахстан, Украины.
Школу проектной деятельности для учащихся ведет
заведующий лабораторией ИнИДО РАО к.п.н. С.И. Краснов
V Международную научно-практическую конференцию «Инновационная деятельность в образовании»
открывает ректор ИРОТ Г.П. Новикова, 2011 г.
Важное значение в институте придается работе с молодыми исследователями. Они составляют 15 % от общей численности сотрудников института.
Обсуждение хода работ над диссертациями молодых
сотрудников в лаборатории «Проектирования систем и
технологий инновационной деятельности в образовании»
С 2012 г. ИнИДО РАО выпускает электронный научно-практический журнал «Инноватика в образовании», важнейшей задачей которого является информационная и методическая поддержка разработки и практической проверки моделей и технологий педагогической инноватики и совершенствования инновационной деятельности в образовании.
С 2013 г. в структуре Института действует 5 лабораторий:
Анализа инновационных процессов в общем образовании (зав. лабораторией – Л.А. Харисова, д.п.н., проф.);
Анализа инновационных процессов в профессиональном образовании (зав. лабораторией – Е.И. Артамонова, д.п.н., проф.);
Проектирования систем и технологий инновационной деятельности в образовании (зав. лабораторией – С.И. Краснов, к. п. н., доц.);
Средств и методов поддержки инновационных процессов в образовании (зав. лабораторией – О.Г. Хомерики, к.п.н., доц.);
Психологии инновационной деятельности в образовании (зав. лабораторией – И.А. Елисеева, к.психол.н.).
Общая численность сотрудников института на 01.01. 2013 г. составляла 48 чел., в том числе 10 докторов наук и 15 кандидатов наук.
Заседание Ученого совета ИнИДО РАО
В перспективе с 2013 по 2020 г.г. исследования ИнИДО РАО согласно Плану исследований Российской академии образования будут направлены на анализ и научно-методическое обеспечение совершенствования инновационной деятельности образовательных учреждений в условиях введения ФГОС. Новые стандарты образования обусловливают необходимость системных изменений в деятельности образовательных учреждений. Но, как было показано в проведенных ранее исследованиях, образовательные учреждения в массе не обладают должным уровнем готовности к осуществлению такого рода преобразований своих педагогических систем. В ходе планируемых ИнИДО РАО исследований будет проведен проблемно-ориентированный анализ практики введения стандартов образования в образовательных учреждениях, выявлены основные проблемы и их причины, разработаны теоретические модели, вариативные стратегии и методическое обеспечение совершенствования деятельности образовательных учреждений по введению новых государственных стандартов.