Главная » Статьи » Научная деятельность |
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (2009 год )
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (2009 год ) Теоретические и прикладные исследования по проекту «Теоретические модели и технологии совершенствования инновационной деятельности в образовании» (научный руководитель – Лазарев В.С., академик РАО) были направлены на изучение факторов эффективности распространения и освоения новшеств в системе образования, а также на разработку теоретико-методического обеспечения совершенствования инновационной деятельности в образовании. В ходе исследований по проблемам теоретико-методологических основ развития образования проанализированы взгляды, представителей разных течений в западной философии образования на проблемы развития методологии образовательного знания и ценностей, развития образования как системы институций, а также обобщены результаты ранее проведенных исследований. Выявлены тенденции в формировании новых взглядов на образование и детерминацию его развития. В проведенных исследованиях отрабатывалась теоретическая модель восприимчивости образовательных учреждений к новшествам. Выявлены статистически значимые различия в уровне восприимчивости между образовательными учреждениями дошкольного, общего и начального профессионального образования, обусловленные различиями в сформированности когнитивного, мотивационного, технологического и организационного компонентов их готовности к поиску и освоению новшеств. Определена степень влияния каждого из компонентов готовности на уровень восприимчивости в целом, а также ее специфика в различных секторах системы образования. Показано влияние восприимчивости образовательных учреждений к новшествам на уровень их инновационной активности, проявляющейся в интенсивности поиска новшеств во вне и их внедрении в образовательную деятельность. Проанализированы программы развития школ-победителей конкурса приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2008 гг. Показано наличие у этих школ значительного опыта введения новаций, в частности в работе с одаренными детьми, в профильном и проблемном обучении, в здоровьесбережении, проектной и исследовательской деятельности школьников и др. Определены основные тенденции инновационных процессов в общеобразовательных учреждениях: стремление преодолеть разрыв между потребностью формировать у учащихся компетенции и традиционной ориентацией школы на передачу информации; повышение активности в сфере применения инновационных образовательных технологий; ориентация на внедрение комплекса взаимосвязанных инноваций. Проанализированы характеристики педагогического коллектива, влияющие на инновационную активность педагогов школы; установлены статистически значимые различия в инновационной активности педагогического коллектива в зависимости от уровня его развития как субъекта инновационной деятельности. Разработаны теоретическое понятие готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности. Теоретически и эмпирически обоснованы критерии, показатели и инструментарий оценки готовности педагогических коллективов к инновационной деятельности. Создана модель проектной деятельности педагога-инноватора, включающая в себя: вербализацию, конкретизацию и иерархизацию целей и задач; фиксацию профессиональных проблем, возникающих в связи с внедряемой инновацией; соотнесение с внедряемыми инновационными образовательными программами наличных средств, приемов, методов работы; объективацию критериев эффективности педагогической деятельности с учетом новых норм. Разработаны методические средства проектирования учителем изменений в собственной деятельности. Определены организационно-педагогические условия освоения педагогами способов проектной деятельности. Разработана концептуальная и вариативные модели информационной поддержки инновационных процессов в образовании, в которых определены основные функции и спроектированы механизмы информационной поддержки процессов модернизации образования на региональном и муниципальном уровнях; выявлены различия этих механизмов по параметрам: уровень развития региональной инновационной системы и роль системы образования в развитии этой системы, уровень инновационной активности организаций сферы образования, характер взаимодействия инновационно активных организаций, степень вовлеченности региональных сообществ в процессы развития образования. Разработаны теоретические основы экспертизы инновационных проектов и программ развития в сфере образования; определены ее важнейшие цели, разработан инструментарий для экспертизы программ развития в сфере образования, позволяющий оценить полноту, целостность, качество содержания программы по основным компонентам. Выделены и описаны новые методы распространения инноваций в системах образования США, Германии и стран Содружества. Раскрыты особенности взаимодействия разработчиков и потребителей педагогических инноваций в Великобритании, Швеции, Финляндии и США В течение 2009 года экспериментальные исследования проводились по 3 темам на 4 экспериментальных площадках. В проведении экспериментальной работы в отчетном году приняли участие в общей сложности более 518 человек из образовательных учреждений Москвы, Московской и Липецкой и областей, сотрудников ИнИДО РАО.
| |
Просмотров: 735 | |
Всего комментариев: 0 | |