Главная » Статьи » Экспериментальная деятельность

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (2012 год )
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
(2012 год )  

В 2012 году экспериментальные исследования, направленные на повышение эффективности инно-вационной деятельности в образовании, проводились по 4 темам на 4 экспериментальных площадках. В экспериментальной работе в отчетном году приняли участие в общей сложности около 400  человек из образовательных учреждений  Москвы, Краснодарского и Пермского края, Московской, Тюменской и Орловской областей, а также ФГНУ ИнИДО РАО.

В ходе экспериментальной работы проведены:

экспериментальная проверка результативности организационных форм и методов выявления возможностей развития образовательной деятельности учреждений профессионального образования (Уша-ков В.А.);  

апробация инструментария повышения уровня развития педагогического коллектива школы как субъекта инновационной деятельности (Афанасьева Т.П.);

апробация методических средств коллективного проектирования учителями системных инно-вационных изменений в школе (Краснов С.И.);

апробация механизма оценки результатов реализации проектов совершенствования  системы профильного обучения в лицее (Бозиев Р.С.).  

Все разработки ориентированы на использование их в качестве научно-методического обеспечения инновационной деятельности  образовательных учреждений, характеризуются доступностью и возможно-стью применения при подготовке управленческих и педагогических  кадров системы образования, органи-зации федеральных и региональных экспериментальных площадок, создании программ развития  и иннова-ционных образовательных проектов.

В рамках темы «Проектная технология экспериментальной работы по созданию и апробации модели ресурсного учебно-производственного и научно-исследовательского центра» (научный руководи-тель – к.т.н. Ушаков В.А.)  проводилась апробация организационных форм и методов анализа возможностей развития образовательной деятельности учреждений профессионального образования.

Способность учреждений начального профессионального образования находить потенциально по-лезные для себя новшества зависит от методов и форм участия  персонала и общественных структур в дея-тельности по анализу и предварительной оценке  возможностей развития его образовательной системы, от наличия возможности активно включаться педагогам в эту деятельность  на индивидуальном, групповом уровне и уровне учреждения в целом. 

Апробированы  методики поиска и предварительной оценки новшеств, а также формы участия пер-сонала учреждения начального профессионального образования в этой деятельности в рабочих группах, созданных по источникам и каналам информации о педагогических разработках в начальном профессио-нальном образовании.  Такой принцип создания групп обеспечил расширение используемых источников и каналов достоверной  информации о существующих вовне педагогических разработках.

При создании групп учитывались степень доступности источников информации, ее  качество и не-обходимая активность для получения. В результате были созданы группы по поиску новшеств в публикаци-ях и сообщениях: Министерства образования и науки и региональных органов управления образованием; инновационных учреждений профессионального образования; научно-исследовательских учреждений и организаций. 

Формирование рабочих групп включало: определение (на основе результатов проведенного ранее анализа проблем образовательной системы)  и конкретизацию целей поиска педагогических разработок; выбор форм групповой работы; проведение тренингов по распре¬делению ролей и функциональных позиций в группе и формированию  критериев, которыми необходимо руководствоваться при предварительной оцен-ке педагогических разработок. В течение месяца проводились индивидуальные и групповые консультации с участниками поиска педагогических разработок. 

Более успешными при поиске и предварительной оценке новшеств, как показала апробация, были рабочие группы, сочетающие индивидуальную деятельность с последующей групповой оценкой ее резуль-татов и постоянным обменом опытом между участниками. 

В результате анализа результатов поиска и оценки новшеств были уточнены организационные формы и методы анализа, экспертизы и оценки возможностей развития образовательной деятельности учреждений профессионального образования. 

 Экспериментальное исследование по теме «Технология проектирования  инновационной систе-мы школы»  (научный руководитель – к.п.н. Афанасьева Т.П.) ставило своей целью провести апробацию инструментария повышения уровня развития педагогического коллектива школы как субъекта инновацион-ной деятельности.

В качестве основного инструментария повышения уровня развития педагогического коллектива школы как субъекта инновационной деятельности использовались: методы диагностики и формирования мотивационной среды инновационной деятельности; методы реализации и средства организации поиска и оценки педагогических новшеств.

Благоприятность условий инновационной деятельности учителей диагностировалась с помощью специально разработанной методики, ориентированной на подсчет оценок: степени определенности и из-вестности каждому педагогу ожидаемых от него результатов инновационной деятельности; наличия извест-ных всем вознаграждений за достижение высоких результатов в инновационной деятельности; степени цен-ности для учителей вознаграждений за высокие результаты в инновационной деятельности; зависимости отношения к учителю  со стороны коллег от его инновационной деятельности; объективности оценки ре-зультатов инновационной деятельности;  справедливости вознаграждений; наличия организационных и материально-технических условий для реализации инновационной деятельности и др.  

Совершенствование поиска и оценки педагогических новшеств, направленное на повышение уровня развития педагогического коллектива школы как субъекта инновационной деятельности, осуществлялось за счет: создания рабочих групп, осуществляющих поиск разработок для решения приоритетных проблем об-разовательной системы,  регламентации  их деятельности и освоения участниками критериев для отбора педагогических разработок; организации экспертизы педагогических разработок (подбора и подготовки экспертов, организация процедур экспертизы); организации коллегиального принятия решения об окончательном выборе комплекса новшеств для внедрения. 

При апробации методик отдельно проводился опрос педагогов и руководства школы и его результаты обсуждались на совместном заседании. Были выявлены и проанализированы рассогласования в оценке существующей мотивационной среды инновационной деятельности в школе, полученные учителями и руководством школы; определены трудности освоения процедур и критериев  поиска и оценки педагогических новшеств. Полученные результаты позволили откорректировать инструментарий повышения уровня развития педагогического коллектива школы как субъекта инновационной деятельности. 

Экспериментальная работа по теме «Содержание и организационно-педагогические условия    проектной деятельности учителя в условиях внедрения инновационных образовательных программ» (научный руководитель – к.п.н. Краснов С.И.) была направлена на апробацию методических средств коллективного проектирования учителями системных инновационных изменений в школе.

Эмпирическое исследование коллективного проектирования учителями собственной инновацион-ной деятельности в условиях системных инновационных изменений  было осуществлено в системе образо-вательных учреждений Москвы, Пермского края и Томской области. Была проанализирована деятельность  по сетевому взаимодействию педагогов (около 300 человек) при проектировании ими собственной иннова-ционной деятельности в условиях внедрения инновационных образовательных программ.

В ходе проведенного исследования в условиях системных инновационных изменений была уста-новлена зависимость между типом организации коллективного взаимодействия педагогов и качеством соб-ственной инновационной деятельности: чем более сформированы элементы модели сетевого взаимодейст-вия педагогов при проектировании ими собственной инновационной деятельности в условиях внедрения инновационных образовательных программ (общая ценность развития образования у педагогов; доверие к участникам сетевого взаимодействия; организация взаимодействия участников сети на основе преимущест-венно горизонтальных связей; консенсусность принятия решений; сохранение автономии и субъектной по-зиции участников сети; готовность к обмену различного рода ресурсами; наличие большого количества лидеров по разным направлениям деятельности; ориентированность при взаимодействии на результат, а не на процесс), тем эффективность коллективного проектирования учителями собственной инновационной дея-тельности в условиях системных инновационных изменений выше за счет освоения педагогом субъектной позиции.

В результате апробации были внесены корректировки в методики коллективного проектирования учителями системных инновационных изменений: проблематизацию педагогических стереотипов, органи-зацию  индивидуальной и коллективной рефлексии и др.

В работе по теме «Модель развивающейся системы профильного обучения в лицее» (научный ру-ководитель – д.п.н. Бозиев Р.С.)  проводилась апробация  процедур оценки результатов реализации проектов совершенствования  системы профильного обучения.

Элементами организационного механизма оценки результатов проектов совершенствования  систе-мы профильного обучения в лицее выступали: цели (какая информация собирается в процессе оценки), субъекты (кто оценивает), объекты (что оценивается), процедуры (каким образом осуществляется оценка). 

Основанием оценки результатов реализации проектов совершенствования  системы профильного обучения служил метод экспертных оценок, проведение которого включает следующие этапы: формализа-ция целей экспертизы и разработка процедур опроса; отбор и формирование группы экспертов; проведение опроса; анализ и обработка информации, полученной от экспертов; синтез полученной информации и при-нятие решения.

При разработке процедуры оценивания были определены: перечень проектов, которые предъявля-ются для оценки; перечень факторов, по которым осуществляется оценка; принцип оценки; список вопросов, на которые эксперты должны дать ответы; шкала измерений, на которой основывается процедура оценки. Была выбрана процедура ранжирования проектов в сочетании с балльной оценкой. 

Для обеспечения надежности экспертных оценок был проведен отбор экспертов, компетентных в проектной деятельности.  Численность группы экспертов также определялась с учетом ее влияния на ре-зультаты оценки (10 экспертов). С экспертами был проведен тренинг, направленный на усвоение задач оце-нивания, критериев и алгоритма процедуры оценки. Выбрана индивидуальная форма проведения эксперти-зы с коллективным обсуждением полученных результатов.

Анализ результатов и процесса экспертизы позволили усовершенствовать методику оценки резуль-татов реализации проектов совершенствования  системы профильного обучения на основе применения экс-пертных методов.

В ходе экспериментальной деятельности прошли практическую проверку  научные гипотезы, теоретические модели, технологии, организационные формы и методы инновационной деятельности, обеспечивающие повышение качества ее реализации. Апробация  научных разработок подтвердила перспективность дальнейших исследований в области  инновационной деятельности в образовании и создала предпосылки для успешного внедрения научных разработок ИнИДО РАО в социальную практику.
Категория: Экспериментальная деятельность | Добавил: defaultNick (06.01.2009)
Просмотров: 797 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]