Федеральное государственное научное учреждение «Институт инновационной деятельности в образовании» РАО

   Федеральное государственное научное учреждение «Институт инновационной деятельности в образовании» РАО (ИнИДО РАО), создан в марте 2004 года  в результате реорганизации Института педагогических инноваций  РАО.   Общей целью деятельности ИнИДО РАО, согласно утвержденному Президиумом РАО Уставу института, было определено научно-методическое обеспечение развития системы инновационной деятельности в образовании и повышение за счет этого эффективности процессов распространения и освоения педагогических и управленческих новшеств в образовательных системах всех уровней. 

Сложность решения задач, стоящих перед ИнИДО РАО, состояла в том, что, имея очень небольшой задел в науке, нужно было разворачивать новые направления исследований, разрабатывая их методологические основания, создавая понятийный аппарат и формируя исследовательский коллектив.

ИнИДО РАО в короткое  время занял лидирующие позиции в разработке проблематики педагогической инноватики. В разное время в число его ведущих сотрудников входили: Е.И. Артамонова, Т.П. Афанасьева, Л.В. Берцфаи, Р.С. Бозиев, Ж.Х. Гергокова, И.А. Елисеева, О.В. Заславская, Р.Г. Каменский, С.И. Краснов, В.Т. Кудрявцев, И.М. Курдюмова, Т.Ю. Ломакина, Б.П. Мартиросян, А.М.Моисеев, О.М.Моисеева, Н.В. Немова, Г.П. Новикова, В.В. Платонов,  Н.М. Романенко, Л.А.Харисова, О.Г. Хомерики, Н.Н. Шамрай, Т.М.Шукаева. Большинство из них работают в институте и в настоящее время.



Встреча  Президента РАО Н.Д. Никандрова с ведущими сотрудниками ИнИДО РАО

Исследования института, проведенные в 2004-2007 г.г. по программе "Стратегические приоритеты, тенденции и проблемы инновационной деятельности в образовании", были ориентированы в основном на разработку методологии педагогической инноватики и анализ состояния инновационной деятельности в системе образования.
Одним  из важнейших результатов этих исследований стала концепция педагогической инноватики как  отрасли научного знания. В ней  были определены: объект педагогической инноватики, ее предмет, построена типология  задач, разработан комплекс  основных понятий: "новшество", "нововведение", "инновация", "инновационный процесс", "инновационная деятельность", "эффективность инновационной деятельности", разработана обобщенная модель структуры инновационного процесса и определены  характеристики педагогических новшеств, существенные для эффективности их распространения и внедрения (перспективность новшества, потенциальная полезность, степень риска и неопределенности, соответствие существующим в образовательных учреждениях ограничениям, нормам и ценностям,  сложность освоения персоналом и др.).
Другой важный результат – обоснование необходимости существенной модернизации структур и механизмов инновационной деятельности в образовании и ее основных направлений. Результаты проведенных сотрудниками исследований состояния инновационной деятельности в учреждениях дошкольного, общего начального и среднего профессионального  образования   показали, что  структуры и механизмы инновационной деятельности в основной  массе этих учреждений неразвиты в той мере, которая необходима для обеспечения их эффективного развития в соответствии с объективными потребно-стями и возможностями. 
Были выявлены  три стратегии поведения образовательных учреждений в динамично изменяющейся среде: консервативная (ориентированная на сохранение существующей педагогической системы и  осуществление локальных не связанных между собой изменений), умеренно реформаторская (ориентированная на  модернизацию  модулей  педагогической системы или/и введение ранее не существовавших модулей  при сохранении общего принципа функционирования своей педагогической системы), радикальных преобразований  (ориентирована на принципиальную смену образовательной модели в целом или на одной-двух ступенях образования). Большая часть образовательных учреждений в тот период реализовала консервативную стратегию. Основная масса  проводимых в них нововведений  имели локальный характер. Достаточно крупные нововведения, требующие проведения скоординированных изменений в различных частях педагогической системы, такие как  комплексные программы "Гармония", "Синтез" – в дошкольном образовании, профилирование обучения  – в общеобразовательной школе,  переориентация на подготовку по другим профессиям – в учреждениях профессионального образования, осуществляются во многих случаях без детальной проработки целей и планов. Вследствие этого ожидаемые позитивные результаты не достигаются.
Исследования также показали, что руководители образовательных учреждений слабо информированы о существующих педагогических  и управленческих разработках, внедрение которых могло бы быть полезным для повышения качества деятельности их учреждений. В подавляющем большинстве учреждений дошкольного, начального и среднего профессионального образования, а также в большой части школ не было четко определенных образов желаемого будущего своих образовательных учреждений и программ их развития. В образовательных учреждениях не существовали или были не эффективными системы стимулирования участия педагогов в инновационной деятельности.
На основе результатов анализа состояния инновационной деятельности в образовательных учреждениях были определены основные направления ее совершенствования:
- улучшение информационного обеспечения инновационной деятельности образовательных учреждений;
- реализация программ повышения квалификации работников муниципальных органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений в области управления инновационными процессами;
- внедрение проектных технологий и форм осуществления нововведений;
- внедрение систем программно-целевого управления развитием образовательных учреждений; 
- расширение участия педагогических коллективов в управлении развитием образовательных учреждений;
- разработка и распространение новых форм стимулирования инновационной активности педагогов;
- развитие общественного участия в управлении развитием образовательных учреждений, в частности  создание школьных управляющих советов; 
- активизация диалога между образовательным сообществом и субъектами социума; 
- информатизация управления развитием образовательных учреждений.

Наряду с исследованиями инновационных процессов и инновационной деятельности в российской системе образования сотрудниками ИнИДО РАО изучался зарубежный опыт модернизации образования и поддержки инновационных процессов. В результате этих исследований было установлено, что во многих зарубежных странах, где проведены реформы образования, инновации рассматриваются  как переход к следующей стадии реформ. С этой целью вводятся и легитимизируются инновационные способы обучения; усиливается партнерство между школами и органами власти в плане развития экспериментальной работы (smart experimentation); распространения инновационной практики; усиливаются взаимосвязи между школами, местными органами управления, агентствами.   Создаются специальные сайты  в Интернете, разработчики которых ставят своей целью соединить образовательную политику и образовательную практику, предоставить учителям и руководителям школ возможность ознакомиться с новыми идеями и получить помощь в организации работы образовательной системы, способствующей повышению образовательных стандартов. Широко используются возможности сети Интернет  для поддержки и распространения инноваций. Был описан зарубежный опыт создания и участия в инициировании и проведении изменений негосударственных, посреднических организаций, агентств, ассоциаций профессионалов на местном уровне, школьных федераций, комитетов, действующих через Интернет. Показано, что все более заметную роль в материальной  и организационной поддержке инноваций в образовании  играют различные общественные фонды. 
Анализ зарубежного опыта модернизации системы образования показал, что ее результаты существенно зависят от того, насколько  действенными становятся «горизонтальные» связи в системе образования – насколько широко  распространяются школьные управляющие, попечительские и родительские советы, насколько становится более развитым самоуправление школ, насколько активны общественные организации в сфере образования.