ФГНУ "Институт инновационной деятельности в образовании" РАО (ФГНУ ИнИДО РАО) создан на базе Института стратегических исследований в образовании РАО  3 марта  2004 года. В настоящее время он является ведущим научно-исследовательским институтом в области решения задач научного обеспечения инновационной деятельности в образовании и модернизации  российской системы образования, а также головной организаций, осуществляющей исследования по соответствующей проблематике в рамках Российской академии образования. 

Основное направление научных исследований Института – развитие теории инновационной деятельности в образовании.

Целями деятельности Института являются: анализ состояния инновационной деятельности в образовании и научное обеспечение повышения ее эффективности. 

Предметом деятельности Института являются фундаментальные и прикладные исследования проблем создания распространения и освоения педагогических, управленческих и иных новшеств в образовании.  

Основными задачами деятельности Института являются:
  • разработка методологии и методов изучения  инновационной деятельности в образовании, а также методологии и методов ее совершенствования;
  • выявление  и анализ  проблем  эффективности инновационной деятельности в образовании;
  • разработка  моделей механизмов поддержки инновационных процессов в образовании на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
  • создание информационных банков и информационная поддержка инновационных процессов в образовании;
  • разработка моделей систем инновационной деятельности в образовательных учреждениях различных видов;
  • разработка технологий внедрения (освоения) новшеств в образовательных учреждениях;
  • разработка систем и технологий мониторинга качества инновационной деятельности в образовании;
  • разработка учебных программ и дидактических средств подготовки и повышения квалификации работников образования в области инновационной деятельности.
  • подготовка научных и научно-педагогических кадров.

Институт заложил основы отечественной научной школы инноватики в образовании, разработал и обосновал терминологический аппарат, определил наиболее значимые проблемные области, предложил научной и педагогической общественности интересные научные и практические решения в области инноватики в отрасли.  

В настоящее время ученые Института ведут исследования, направленные на создание  теоретических моделей и методов инновационной деятельности образовательных учреждений; моделей и методических средств проектирования учителем модернизации собственной деятельности;  моделей и механизмов информационной поддержки модернизации образования на региональном и муниципальном уровнях. В Институте разрабатывается теория педагогического коллектива как субъекта инновационной деятельности, теоретические основы и инструментарий экспертизы инновационных проектов и программ развития в сфере образования.  

В рамках направления «Развитие педагогической науки в обновляемом социуме»  фундаментальных исследований Российской академии образования Институт  реализует проект «Теоретические модели и технологии совершенствования инновационной деятельности в образовании», включающий 5 научных тем, финансируемых  из государственного бюджета.  

Проанализированы взгляды ведущих философов - представителей педагогической антропологии, европейской "критической педагогики" и постмодернизма на проблемы образования и перспективы его развития. Проанализированы общие тенденции взаимодействия разработчиков и потребителей педагогических новшеств в странах ЕС и США. Выделены и описаны новые методы распространения инноваций в образовании за рубежом. Выявлены факторы, обусловливающие различия в готовности образовательных учреждений дошкольного, общего и начального профессионального образования к поиску и восприятию новшеств (различия в стратегической ориентации, в информированности, в мотивированности на изменения, в технологической оснащенности, в организованности). Теоретически и эмпирически обоснована зависимость включенности учителей в инновационную деятельность от амбициозности стратегической ориентации педагогического коллектива и актуализированности потребности в изменении образовательной системы школы. Разработаны концептуальная модель и методические средства проектирования учителем модернизации собственной деятельности при освоении им педагогических новшеств. Разработаны теоретические основы и инструментарий экспертизы инновационных проектов и программ развития в сфере образования.

В составе ИнИДО РАО, возглавляемого доктором психологических наук, профессором, академиком  РАО В.С.Лазаревым, работают 5 научных лабораторий,  которые проводят фундаментальные поисковые, прикладные и методические исследования в области инноватики в образовании. 

Результатами деятельности института являются теоретические, а также научно-методические разработки, в том числе монографии, сборники научных трудов, учебники и пособия для руководителей системы образования всех уровней, а также преподавателей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров.

Научно-исследовательские работы ведутся при тесном научном и практическом сотрудничестве с Министерством образования Российской Федерации, научными учреждениями, головными вузами, а также с  региональными и муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями.  

ИнИДО РАО  имеет достаточно высокий научный потенциал, необходимый  для обеспечения эффективного руководства научными исследованиями соискателей ученой степени  кандидата наук по специальностям 13.00.01– общая педагогика, история педагогики и образования (специализация Управление образованием). Этот потенциал обеспечен высококвалифицированными научными кадрами, опытом руководства диссертационными исследованиями по различным аспектам инновационной деятельности в образовании.  

В институте имеется очная аспирантура, финансируемая из Федерального бюджета России. На данный момент в аспирантуре  Института обучаются  5 очных аспирантов.